Министерство экономического развития и торговли РФ завершило антидемпинговое расследование деятельности китайских производителей подшипников, поставляющих продукцию на территорию России. Проверка, начатая 23 ноября 2006 года, проводилась на основании Федерального закона "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". В правительство направлено предложение в отношении подшипников качения из КНР, ввозимых на таможенную территорию РФ в собранном и разобранном виде, установить на 5 лет антидемпинговую пошлину в размере 41,5% от таможенной стоимости вместо существующей 10%-ной.
Инициаторами расследования выступили Ассоциация производителей подшипников и НО Союз "Межреспубликанский Концерн "Подшипник", направивших соответствующее заявление от имени российских производителей подшипников качения ОАО "Волжский подшипниковый завод", ЗАО "Курская подшипниковая компания", ОАО "Десятый подшипниковый завод", ОАО "Саратовский подшипниковый завод", ЗАО "Вологодский подшипниковый завод", ОАО "Ролтом".
В ходе расследования специалисты Минэкономразвития установили, что общие объемы импорта подшипников в период с 2003 по 2005 годы возросли в 1,6 раз. Что касается импорта из КНР, то его объемы выросли в 10,2 раза, при этом доля китайской продукции в общем объеме импорта возросла с 4,7 % в 2003 году до 31,2 % в I полугодии 2006 г. В 2006 году по сравнению с 2005 годом объемы ввоза подшипников из КНР возросли на 15,8%, а в I полугодии 2007 г. по сравнению с I полугодием 2006 г. – в 3,2 раза. "Импорт подшипников из КНР на российский рынок сопровождался демпинговыми ценами", - сказано в материалах расследования.
При этом, специалисты МЭРТ отмечают, что с 2003 по 2005 год производство подшипников в целом по Российской Федерации сократилось на 25,9%, в то время как объем потребления подшипников на внутреннем рынке вырос на 5%. Объемы реализации подшипников на российском рынке отечественными производителями снизились на 10,1 %, а доля их продукции на внутреннем рынке уменьшилась на 11,3 процентных пункта. В 2,7 раза увеличились убытки от реализации подшипников отечественных производителей на российском рынке, показатели рентабельности производства и рентабельности продаж имели отрицательные значения, загруженность производственных мощностей, занятых производством подшипников, снизилась на 2,6 процентных пункта. По результатам анализа информации, полученной в ходе расследования, установлено, что материальный ущерб отрасли российской экономики имеет прямую связь с демпингом китайских производителей и не может быть отнесен на счет других факторов.
Комментарий компании Allbright Law Offices, в котором китайская сторона высказала предположение о негативном влиянии на состояние российской подшипниковой отрасли деятельности ОАО "Европейская подшипниковая корпорация", являющегося, по мнению представителей КНР, "монополистом на российском рынке подшипников качения", подтверждения в ходе расследования не получил. "В соответствии с российским законодательством, ЕПК не занимала в рассматриваемый период ни монопольного, ни доминирующего положения на российском рынке подшипников. Также в распоряжении Минэкономразвития России нет информации о том, что ЕПК предъявлялись официальные обвинения в нарушении российского антимонопольного законодательства. Более того, в 2007 году ФАС России одобрила сделку по приобретению ЕПК ОАО "Саратовский подшипниковый завод", производящего подшипники качения. Минэкономразвития России не располагает доказательствами антиконкурентного поведения ЕПК на российском рынке подшипников качения", - сказано в материалах расследования.
Для устранения ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговыми поставками подшипников качения, Минэкономразвития предложило в отношении этой продукции, происходящей из КНР, и ввозимой на таможенную территорию РФ в собранном и разобранном виде, установить антидемпинговую меру сроком на 5 лет в форме антидемпинговой пошлины в размере 41,5% от таможенной стоимости для всех китайских производителей и экспортеров. Исключение составило лишь ООО "Подшипники качения – Уси", для которой размер пошлины рассчитан в индивидуальном порядке и составил 31,3%. До сих пор, ставка ввозной пошлины для большинства типов подшипников составляла 10%.
Материалы расследования и предложения по стабилизации ситуации переданы в Правительство РФ.
Справка
Европейская подшипниковая корпорация создана в 2001 году. В ее состав входят: ОАО "Московский подшипник", ОАО "Московский завод авиационных подшипников", АО "Степногорский подшипниковый завод" (Казахстан), ОАО "Волжский подшипниковый завод" (Волгоградская область), ОАО "Завод авиационных подшипников" (Самара), ОАО "Саратовский подшипниковый завод", Научно-исследовательский центр ЕПК, сервисно-сбытовое подразделение ООО "Торговый дом ЕПК" и Управляющая компания.
Выручка ЕПК (по МСФО) в 2006 году составила 7,95 млрд. рублей. Прибыль от основной деятельности до налогообложения - 1,2 млрд. рублей. Прошлый год корпорация отработала с рентабельностью 17%. Объем продаж подшипников превысил 26,5 млн штук. За год в предприятия ЕПК было инвестировано более 435 млн. рублей.
Доля рынка ЕПК в России – 44%, доля мирового рынка – около 1%.