Вслед за иностранными производителями легковых автомобилей в Россию хотят прийти компании, выпускающие грузовики. Первой это сделать намерена шведская Volvo Trucks, заявил гендиректор компании Лэф Йоханссон. Он утверждает, что Volvo Trucks строить завод в России не собирается, ее интересуют уже существующие заводы.
Шведский производитель грузовиков Volvo Trucks в 2005 г. продал 103 696 автомобилей. По данным компании "Вольво-Восток”, в 2005 г. в России было продано около 70 200 грузовиков, 46 000 из которых были выпущены в России и странах СНГ. 24 200 было импортировано, из которых 5000 - новые и 19 200 - подержанные. Новых грузовиков Volvo было продано 1200, подержанных - 3800.
Гендиректор Volvo Trucks Лэф Йоханссон заявил в интервью газете Financial Times, что его компания будет развиваться за счет покупки автозаводов по всему миру, в том числе и в России. "Я не исключал бы возможности приобретений в России”, - заявил он. В числе возможных приобретений в других странах Йоханссон назвал увеличение доли в японском производителе грузовиков Nissan Diesel, а также создание альянса с китайской Dongfeng.
Источник в одном из федеральных ведомств сообщил, что Volvo в правительство не обращалась и информацию о производителях грузовых автомобилей в России не запрашивала. В российском представительстве Volvo Trucks - "Вольво-Восток” нет информации о том, что холдинг ведет переговоры о покупке российских активов, сообщила представитель компании Наталья Алешина. По ее словам, сейчас у Volvo есть сборочный завод в Зеленограде, построенный с нуля в 2003 г., в котором 66% принадлежит Volvo, а 34% - АФК "Система”. В 2006 г. на заводе планируется собрать 500 машин для российского рынка.
Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин говорит, что Volvo Trucks в основном производит автомобили грузоподъемностью 20-40 т, прежде всего магистральные тягачи. По его мнению, компанию могут заинтересовать четыре завода в России - "Камаз", ЗИЛ, а также входящие в группу "ГАЗ” "Урал" и Горьковский автозавод. Он предположил, что Volvo может вести переговоры о покупке двух последних, так как группа "ГАЗ" активно сотрудничает с Volvo, в частности в июне приобрела у входящей в состав шведской компании Renault Trucks завод по производству двигателей.
Представитель "Русских машин”, в которую входят группа "ГАЗ" и "Урал", Елена Матвеева говорит, что Volvo не обращалась с предложением о продаже этих активов и варианты их продажи не рассматриваются. А представитель группы "ГАЗ" Владимир Торин добавляет, что производство грузовых автомобилей очень перспективное направление бизнеса группы. По его словам, рынок грузовиков растет хорошими темпами - в 2004 г. группа продала 19 579 грузовых автомобилей, а в 2005 г. уже 25 929.
Представитель "Камаза" не стал комментировать заявление главы Volvo Trucks. Директор по маркетингу торгового дома "ЗИЛ" Виктор Новоченко сказал, что о предложении Volvo он не слышал. "Для Volvo ЗИЛ мог бы быть интересной сборочной площадкой, - считает он. - В модельном ряду концерна есть среднетоннажные грузовики грузоподъемностью от 2 т до 10 т".
А управляющий директор компании AG Capital Александр Агибалов не исключает, что Volvo Trucks может купить долю в "Камазе". Он напоминает, что правительство уже хотело продать свой 34%-ный пакет "Камаза" на Лондонской фондовой бирже, но потом отказалось от этой идеи и попыталось привлечь стратегического инвестора. "Таким инвестором может стать Volvo Trucks", - считает Агибалов. Впрочем, он отмечает, что сделка по продаже иностранному инвестору акций стратегически важного предприятия, выполняющего оборонный заказ, вряд ли будет одобрена государством.