13 февраля 2006 г. состоялось совместное совещание Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России и Комитета ТПП РФ по вопросамрегулирования предпринимательской деятельности. Главной темой заседания было подведение итогов деятельности ОСТР за 2006 г. и планы на 2007 г.
Обращаясь к участникам заседания, председатель Общественного совета Андрей Комаров назвал минувший год важным этапом в реформе технического регулирования: вГосударственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесены первые проекты технических регламентов, одновременно в российский Парламент внесеныпоправки к Федеральному закону "О техническом регулировании". По словам А. Комарова, "часть поправок носит взаимоисключающий характер". Многие союзы иассоциации промышленности обратились к Президенту РФ с открытыми письмами, в которых выразили свою позицию в отношении хода реформы. Ведутся масштабныеобщественные дискуссии о том, сохранять или нет в системе технического регулирования нормы по безопасности труда и процессов проектирования, производства иобращения продукции. В связи с этим всё настоятельнее звучат требования о том, чтобы восстановить статус ведомственных технических актов как нормативных, тоесть обязательных к применению. Комаров отметил, что среди членов Общественного совета ведется активное обсуждение предложений по выработке единой позициипроцессеразработки техрегламентов. Комаров подчеркнул единую позицию ОСТР в отношении сохранения важнейшей цели реформы - сокращения административных барьеров дляпромышленности.
Всего в 2006 г. Общественным советом было проведено 76 слушаний, в том числе 6 регламентов (переходящие с 2005 г.) прошли повторные слушания, 20 регламентовпрошли первые и повторные слушания (итого 40 слушаний), 30 регламентов – первые слушания. По итогам всех слушаний составлены отчеты, которые направленыразработчикам, членам Общественного совета и другим заинтересованным организациям.
На заседании было с отмечено, что в 2006 году существенно расширился состав Общественного совета по техническому регулированию. В настоящее время в егосоставе 94 представителя, в том числе 61 - от союзов и ассоциаций промышленности, по 4 представителя - от транспорта, торговли и строительства, 2представителя – от отрасли связь, 5 – от сферы услуг, 7 – от науки и ещё 7 – от других сфер деятельности, в том числе ТПП РФ.
В качестве положительной тенденции 2006 г. Общественный совет выделил значительный рост количества инициативных регламентов, а также заключений о проектахтехрегламентов, поступающих от союзов, ассоциаций, крупных промышленных предприятий и корпораций. Если во втором полугодии 2005 г. на общественные слушаниябыло представлено 3 инициативных регламента, то в 2006 г. – уже 14. В то же время было отмечено, что по-прежнему низкую активность в разработке проектовтехрегламентов проявляют представители малых и средних предприятий.
На заседании было также отмечено, что практика разработки проектов техрегламентов в 2006 году выявила следующую тенденцию: успешно разрабатываются проектырегламентов по относительно однородным, обособленным в сырьевом и технологическом отношении видам продукции (соки, молоко, табачные изделия, парфюмернаяпродукция и т.д.), в то же время, разработчики регламентов по продукции сложно-технических отраслей и сложно-технологических процессов испытываютзначительные трудности. Результатом подобных трудностей явилась разработка обобщенных, "рамочных" регламентов с многочисленными отсылками на ведомственныетехнические акты, в которых предлагается сохранить конкретные требования по безопасности. Такой подход не отвечает требованиям ФЗ "О техническомрегулировании". В связи с этим ОСТР в 2007г. предстоит решать сложные методические проблемы, связанные с построением систем и разработкой проектоврегламентов на сложно-техническую продукцию.
Важным направлением деятельности ОСТР в прошедшем году, нацеленным на разработку отраслевых систем технического регулирования, стало участие в проводимых поинициативе руководства Минпромэнерго РФ выездных общественных слушаниях и комплексных отраслевых семинарах-совещаниях. В 2006 году проведено пять такихвыездных сессий, эту работу ОСТР планирует продолжить и в текущем году.
Главным достижением Общественного совета в ушедшем году заседание признало внесение части предложений ОСТР по совершенствованию ФЗ "О техническомрегулировании" в качестве законодательных поправок, подготовленных Госдумой, а именно: о недопустимости дублирования органами власти контрольно-надзорныхполномочий; об однозначном установлении в технических регламентах перечней продукции, на которую они распространяются; о том, что международные стандарты,иные международные акты о техническом регулировании и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы дляразработки проектов технических регламентов.
С целью анализа административных барьеров для предпринимательской деятельности в техническом регулировании Общественный совет в 2006г. запустил опроспредприятий и организаций, являющихся членами союзов и ассоциаций, входящих в состав совета. Опрос позволит получить объективную информацию "из первых рук".
По итогам анкетирования в марте будет подготовлен сводный отчет с анализом и предложениями, который будут направлен в Правительство, Минпромэнерго РФ,Государственную Думу, Совет Федерации, членам Общественного совета и всем заинтересованным организациям. Практика подобных опросов будет продолжена и втекущем году.
Подробный отчет о деятельности ОСТР в 2006 год и утвержденный план деятельности Совета на 2007 год размещены на сайте Общественного совета по техническомурегулированию при Минпромэнерго РФв разделе "Общественный совет по техническому регулированию/документы".
Справка
Общественный совет по техническому регулированию при Минпромэнерго России (
) создан в июне 2005 года. Важнейшей задачей Совета является привлечение к
разработке проектов технических регламентов специалистов промышленности для эффективной реализации реформы технического регулирования. В состав Совета входятболее 90 представителей союзов, ассоциаций и иных объединений предприятий.
Основными задачами Совета по техническому регулированию являются:
- организация и проведение общественных слушаний по проектам технических регламентов;
- подготовка предложений по совершенствованию правового обеспечения реформы технического регулирования и государственной политики в области технического
регулирования;
- информационно-аналитическое обеспечение деятельности членов Совета, представителей российской промышленности, Департамента технического регулирования и
метрологии Минпромэнерго России, других заинтересованных лиц и организаций по вопросам технического регулирования;
- изучение и обобщение зарубежного опыта технического регулирования.