5 июня в ИА "Интерфакс" состоялась пресс-конференция Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), посвященная росту цен на продукцию черной металлургии как фактору ценообразования в секторе металлоемких производств. В пресс-конференции приняли участие генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян, а также заместители исполнительного директора некоммерческого партнерства производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава "Объединение вагоностроителей" Ирина Миронова и Александр Кабаков.
Юрий Саакян отметил, что в течение последних пяти лет на российском рынке сохраняется тенденция к росту цен на продукцию черной металлургии. Так, за последние три года цены на черный металл в России выросли более чем в два раза, в 2006 году увеличились в среднем на 20%. При этом на мировом рынке после достижения исторического ценового максимума на продукцию черной металлургии в 2004 г., наблюдается тенденция к снижению объемов торговли и цен. Среди причин роста цен на металлопрокат гендиректор ИПЕМ упомянул дефицит металлопродукции на внутреннем рынке из-за ее оттока на экспорт, рост цен на железорудное сырье и коксующийся уголь, увеличение цен на энергетические ресурсы и тарифы на грузоперевозки.
В то же время, напомнил Юрий Саакян, одним из самых значительных факторов, способствующих повышению цен на продукцию черной металлургии, является отсутствие здоровой конкурентной среды на внутреннем рынке. Затраты на производство у металлургических компаний относительно невелики, поскольку речь идет о первом переделе. Сырье, а также услуги естественных монополий металлургические компании получают по ценам, существенно ниже мировых. Кроме того, многие крупные металлургические компании имеют вертикально интегрированную структуру, что позволяет эффективно минимизировать издержки. Малое количество участников рынка обусловливает отсутствие классического конкурентного ценообразования, что позволяет металлургическим компаниям устанавливать на свою продукцию цены на уровне мировых. При этом образующаяся маржа не передается дальше по производственной цепочке, а аккумулируется на этапе металлургического производства. Таким образом, отсутствие классической конкурентной среды позволяет металлургам необоснованно поднимать цены до мирового уровня, что неизбежно влечет за собой повышение цен на продукцию металлоемких отраслей последующих переделов.
Наибольший негативный эффект от роста цен на металлопродукцию проявляется в таких отраслях как транспортное машиностроение, автомобильная промышленность, трубная промышленность. Так, в себестоимости трубной продукции доля металла составляет около 70%, грузовых вагонов – около 80%.
Выступление Юрия Саакяна дополнила Ирина Миронова, отметив, что вагоностроители фактически работают с нулевой рентабельностью, будучи связанными долгосрочными контрактами с ОАО "РЖД" и частными операторами подвижного состава: заключая подобные договора, например, в декабре, и рассчитывая по итогам следующего года на рентабельность около 10%, вагоностроители де-факто работают "в ноль", так как в течение года металлурги неоднократно повышают стоимость своей продукции.
В настоящее время, напомнил Юрий Саакян, политика государства в области регулирования цен и тарифов направлена на минимизацию своего участия в этом процессе. Вместе с тем, с целью более последовательного проведения в жизнь курса на поддержку отраслей высокого передела государство могло бы активнее участвовать в процессе регулирования цен. Одной из мер по сдерживанию роста цен на продукцию черной металлургии может стать введение таможенных пошлин на экспорт металла в соответствии со степенью передела. Таким образом, произойдет стимулирование производства металлоемкой продукции с большой добавленной стоимостью, в то время как экспорт продукции первого передела станет менее выгодным. Другой мерой может послужить законодательное ограничение на показатель рентабельности производства продукции первого передела на уровне не более чем в 1,5 выше, чем в среднем по промышленности.
Александр Кабаков добавил, что на прошедшем в конце мая в Ялте бизнес-форуме "Стратегическое партнерство 1520", объединившего руководителей железнодорожных ведомств и крупнейших отраслевых игроков стран СНГ, Балтии, а также Финляндии и Монголии, обсуждалась идея заключения долгосрочных ценовых договоров с прописанными механизмами ценообразования между производителями вагонов, ОАО "РЖД" и металлургами, так как именно от их действий в основном зависит вагонная составляющая железнодорожного тарифа.
Однако, по мнению экспертов, перечисленные меры могут быть целесообразными только до вступления России в ВТО, поскольку после этого цены на продукцию черной металлургии сравняются с мировыми за относительно небольшой промежуток времени. В таком случае, сдерживание роста цен на продукцию черной металлургии станет возможным только в тех сегментах и в тех объемах, которые обеспечивают снабжение естественно-монопольного сектора экономики. Речь идет о таких металлоемких продуктах, как грузовые вагоны и рельсы для потребностей ОАО "РЖД", стальные трубы для газовой и нефтяной отраслей.
В этих условиях предприятия, производящие металлоемкую продукцию для естественных монополий, действуют в жестких договорных условиях со стороны потребителя и не имеют возможности скорректировать отпускные цены в ситуации резкого роста издержек. Вместе с тем, металлургические компании могут устанавливать цену на свою продукцию, исходя из рыночных условий. В итоге скачки цен на рынке черных металлов могут приводить к ситуации с отрицательной рентабельностью на металлоемких производствах, как было в случае с производителями грузовых вагонов в 2004 году.
В сложившейся ситуации, по мнению участников пресс-конференции, целесообразно присутствие государства в процессе сдерживания роста цен на металлоемкую продукцию - либо путем влияния на цены металлургических компаний в необходимом для естественных монополий объеме, либо путем введения государственного заказа на такой объем продукции металлургических компаний.
Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольного сектора российской экономики, взаимосвязей и взаимозависимости деятельности естественных монополий между собой, а также их влияния на экономику страны.