Рабочие трех цехов ОАО АвтоВАЗ "Мотор-3", 46-1 и 45-2 потребовали от администрации завода повышения заработной платы. Водители-испытатели цеха 46-1 и рабочие цеха 45-2 сборочно-кузовного производства хотят, чтобы тарифные ставки были увеличены в три раза, а заработная плата достигала 25 тысяч рублей в месяц. Рабочие цеха "Мотор-3", которые в среднем зарабатывают 8-10 тысяч рублей, требуют удвоить заработную плату. Рабочие дали администрации срок до 26 июля, после чего угрожают начать забастовку вплоть до остановки главного конвейера.
Бастовать рабочим АвтоВАЗа не в новинку. В 1994 году при помощи забастовки коллектив добился ликвидации трехмесячной задолженности по заработной плате. В 2000 г. рабочие потребовали увеличить заработную плату, однако требования остались неудовлетворенными. Инициатором забастовок являлся независимый профсоюз "Единство". Петр Золотарев, лидер "Единства", говорит, что нынешнее недовольство рабочих вызвано тем, что, после решения о сокращении выпуска автомобилей на 6%, их лишили возможности подрабатывать во внеурочное время и по выходным за двойную оплату.
"До этого многие квалифицированные рабочие, подрабатывая, получали по 15-20 тысяч рублей. Сейчас их доходы упали в полтора-два раза", - сказал Петр Золотарев. Он сообщил также, что в готовящихся к забастовке цехах работает около 4,5 тысяч человек. Общая численность завода составляет 110 тысяч человек. Однако, поскольку все три цеха являются ключевыми для производства, забастовка даже небольшой части рабочих приведет к остановке главного конвейера.
На АвтоВАЗе действует еще один профсоюз, который входит во Всероссийскую профсоюзную организацию работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения и считается подконтрольным администрации автозавода. Эта организация не стала занимать чью-либо сторону.
"Мы работали в этом направлении последние полгода и убедились, что резко увеличить зарплату в настоящий момент просто невозможно. Нужно сокращать либо персонал, либо социальные программы",- заявил председатель профкома ОАО АвтоВАЗ Николай Карагин.
По мнению аналитика инвестиционной компании "Финам" Владислава Исаева, при увеличении средней заработной платы рабочим до 25 тысяч рублей и пропорциональном увеличении зарплат другим сотрудникам предприятия расходы АвтоВАЗа увеличатся более чем на 2,5 миллиарда рублей, а это соответствует чистой прибыли компании за прошлый год. Это может привести к увеличению стоимости автомобилей на 30%. Владислав Исаев считает, что наиболее эффективным решением для руководства компании будет попытка найти компромисс с коллективом до того, как они начнут бастовать.